В картинах Шишкина-могучая краса России

25 января 2022 году исполняется 190 лет со дня рождения величайшего русского художника-пейзажиста.
«Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный»
В.В.Стасов.
Фамилия Ивана Шишкина знакома всем с детства – кто не ел знаменитых шоколадных конфет «Мишка косолапый», с фантика которого смотрит семья медведей – вольная интерпретация картины «Утро в сосновом лесу».

Люди постарше при имени «Шишкин» сразу представляют себе грандиозные полотна с изображением величавой русской природы.

У Шишкина все пейзажи – гимн природе во всех ее проявлениях, гимн плодородию земли, и в конечном итоге – гимн жизни.
Поэт природы, именно поэт, думающий
её образами, разбирающий красоту её там, где
простой смертный пройдёт равнодушно…
В.И. Немирович-Данченко
И. И. Шишкин – не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры,считал И.Н.Крамской, друг и сподвижник И.И.Шишкина, которых объединяла совместная работа в Товариществе передвижных художественных выставок. Крамской ценил Шишкина и как человека, и как художника. Он несколько раз портретировал Шишкина — крупнейшего мастера реалистического пейзажа, всю жизнь посвятившего созданию образов природы.

В образе пейзажиста подчеркнуты открытость, простота и естественность, но вместе с тем основательность и надежность. Этот портрет, в котором автор отказывается от каких бы то ни было аксессуаров, характерен для творчества художника.По своей монументальной выразительности он не уступает лучшим работам мастера.
Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в старинном городе Елабуга, Вятской губернии на берегу реки Кама . Небольшой провинциальный городок, утопающий в зелени. Отец его был купцом, и, одновременно, человеком очень просвещенным. Он глубоко интересовался историей и археологией. Итогом его деятельности стал объемный труд – «Записки достопримечательностей разных». Он был знаком с М.Е.Салтыковым-Щедриным, А.Лихачевым. В будущем мальчика хотели видеть купцом, но к коммерческим делам молодой человек оказался не расположен и не способен категорически, как и к любым иным, кроме живописи. Чтобы ни у кого не оставалось в том сомнений, Иван Шишкин, проучившись в Казанской гимназии четыре года, самовольно ее оставил, объявив родным, что не желает «сделаться чиновником». Восторга это не вызвало, особенно у матери. Отец же, поняв, что мальчик тверд в своем решении и всерьез намерен заниматься только живописью, отправил его в Московское училище живописи и ваяния. Аполлон Мокрицкий -гениальный портретист стал первым учителем Ивана Шишкина. Именно он привил художнику Шишкину уважение к рисунку и строгому соответствию форм изображения на картине и в реальности. Направление своего дара Шишкин осознал практически в начале пути: пейзаж, пейзаж и еще немного пейзажа.Ничего выше возможности изображать природу для него не существовало: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище (…) Природа всегда нова и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!». Картины художника Шишкина – достаточно веский аргумент, чтобы признать: мало что может быть лучше.
Шишкин на многие годы сохранил связь со своим преподавателем. Даже обучаясь у Сократа Воробьева в Академии художеств, которая стала логичным следующим шагом после МУЖВЗ, он часто обращался к первому наставнику. А Мокрицкий грустил от расставания с учеником, чью силу таланта хорошо ощущал, но предсказывал, что вскоре все узнают о картинах художника Шишкина, «если он с той же любовью будет заниматься в Академии».
Первое впечатление Шишкина от Петербурга было отнюдь не восторженным: «холодный чопорный город, здесь с грустью вспоминал я Елабугу». Но дом его отныне будет в этом холодном городе. В Академии Шишкин учился, вероятно, всё с той же любовью, поразившей его первого преподавателя. По крайней мере, об этом свидетельствуют успехи Шишкина Ивана Ивановича во время обучения и медали, которыми награждались его картины.
Летом Иван Шишкин часто бывал на Валааме, где самозабвенно писал его суровую природу. На пленэрах Валаама созданы известные картины Шишкина, благодаря которым о нем во всеуслышание заговорили как о крупном самобытном русском таланте.
За картину Шишкина Ивана Ивановича «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Академия наградила его Большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Европу.

За границей он прожил с 1862 по 1865 год, в основном в Германии и Швейцарии, посещал также Бельгию, Чехию, Францию, Голландию. В Дюссельдорфе, прежде чем стали известными картины Шишкина, он прославился своими виртуозными рисунками, их выставка была организована в Дюссельдорфском музее.
А работа «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла ему звание академика.

Несмотря на занятость и плотный график, Шишкин не может скрыть тоску по родине, и в одном из писем пишет: «…Зачем я сижу в номере Штадт-Кабург, отчего я не в России, я ее так люблю…». В 1865 году ему было присвоено звание академика, и в этом же году он вернулся в Россию. Уже в эти годы он получил известность и признание и у себя на родине и за рубежом. Его даже узнавали на улицах.
И действительно, картины художника Шишкина подробно воспроизводят пейзаж, при этом показывают зрителю куда больше, чем смогла бы самая детальная фотография. За полотно «Лесная глушь» в 1873 году Шишкин получил звание профессора пейзажной живописи.
Крамской говорил, что Шишкин – «единственный у нас человек, который знает природу ученым образом». И действительно, картины художника Шишкина подробно воспроизводят пейзаж, при этом показывают зрителю куда больше, чем смогла бы самая детальная фотография. За полотно «Лесная глушь» в 1873 году Шишкин получил звание профессора пейзажной живописи.

Радостей в личной жизни у Шишкина было немного. Первой его женой в 1868 году стала Евгения, сестра художника Федора Васильева. Они жили душа в душу, просто и дружно, часто принимали гостей. Часто, но недолго. С 1872 года в жизни Шишкина началась черная полоса. Умер его отец, которого Шишкин очень любил, потом – маленький сын Владимир. От неизлечимой тогда чахотки угас брат жены Федор, с которым Шишкин был дружен, опекал его. А на следующий год болезнь забрала и жену Женьку, как ласково он ее называл. Еще через год не стало сына Константина. У Шишкина осталась только дочь Лидия – и бесконечная тоска. «Белый свет померк, всё, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга», – вспоминал Шишкин. Пейзажи земли, в которой он родился, заставили взяться за кисть. Только своими картинами Иван Иванович Шишкин спасался от отчаянья. Еще одна женщина Ольга Ладога появилась в жизни Ивана Шишкина. Она была одной из первых  женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Позже она занималась в мастерской Шишкина. Художник полюбил свою ученицу, и в 1880 году она стала его женой. Счастье и в этот раз оказалось недолгим. Через год Ольга родила дочь Ксению, а еще через год умерла. Девочку забрала к себе и воспитала сестра Ольги.
Известные биографам факты говорят, что больше он не пытался посвятить часть своей жизни женщине, отныне картины Шишкина стали его единственной страстью. Художник много путешествует по русским просторам, в путешествиях создано немало его известных картин. В течение двух лет он возглавлял пейзажную мастерскую в Академии. Помимо живописи Шишкин делал основательные успехи в искусстве гравюры, работал в технике офорта, состоял в Обществе русских аквафортистов.
Посмотрим известную картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу»

«Дождь в дубовом лесу» – не просто один из пейзажей Шишкина. Эта картина стоит особняком в его творчестве. Она – доказательство того, что Шишкин тонко улавливал современные ему настроения и веяния, умел чувствовать, «куда ветер дует» и при этом оставаться верным себе и своему живописному дару.
В этой картине Шишкин сумел показать  максимально сложную технику. Показать свежесть умытого мира после дождя. Сгустившийся воздух, замерший перед грозой. Шишкин пишет сам дождь, так сказать, процесс дождя – и делает это великолепно. Свежая листва и оглушительно свежий, влажный воздух, который, кажется, изливается с холста на зрителя, дымка из дождя и тумана, которую хочется (и кажется, что можно) потрогать, стоит лишь протянуть руку, лужа, в которой отражаются стволы деревьев и размокшая тропинка, грязь на которой ощущают ноги зрителя, постоянный шум капель – кстати, затихающий шум, дождь все еще продолжается, но вы же слышите, что он утихает?
Эта картина – подтверждение актуальности и современности Ивана Шишкина в его эпоху и, пожалуй, вневременности – в любую эпоху. В завершение хочется привести слова известного искусствоведа Игоря «„Дождь в дубовом лесу“ — улыбка живописца, его комплимент жанру, но даже в этом полотне во всей дивной красе предстает перед нами храм живой природы».
Вскоре практически друг за другом появились его полотна:
Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина
«Рубка леса» 1862г.

«Камни в лесу» 1858 и 1860г.г.

«Последние лучи» 1863-1865 г.г.

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа «Рожь».

На вторую передвижную выставку Шишкин представил картину «Сосновый бор» (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

Успел художник побывать и в Крыму. Иван Шишкин приезжает в Ялту в мае 1879 года.На тот момент он уже известный пейзажист. В юношеские годы в Москве познакомился с Айвазовским и Лагорио. Свою поездку он совершает совместно с Е.Е.Волковым и А.Н.Шильдером.
«Горная дорожка. Крым.» этюд 1879 год

«Мыс.Ай-Тодор.Крым» этюд 1879 год

Вплоть до сентября того же года он объезжает несколько городов Крыма: Симферополь, Гурзуф, Алушту, Алупку и Ялту.
«Из окрестностей Гурзуфа.» этюд 1879 год

В результате этой поездки Шишкин написал свыше 20 этюдов и картин, большая часть которых экспонировалась затем на VIII выставке передвижников в 1880 году.
И. Н. Крамской одобрительно оценил крымскую серию этюдов и отметил значительные успехи художника в колорите. Этюд «В Крыму» принадлежит к основным произведениям этой серии. Он изображает вид из ущелья на монастырь Косьмы и Демьяна, находившийся в горах недалеко от Алушты.
«В Крыму», Иван Шишкин, 1879 год

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной «Лесное царство».

В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем Г. Гуркиным.
В одиннадцатом часу Иван Шишкин вместе со своим учеником углем чертил на новом полотне новый этюд… Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени…
Что же это был за человек подлинно? Вот вопросы, напечатанные  в “Петербургской газете” 10 января 1893 г. (№ 9) со следующим пояснительным текстом: “В конце минувшего года мы обратились к целому ряду писателей, художников, артистов, композиторов с просьбой собственноручно ответить на приводимые ниже вопросы…”
Ответы, составленные Шишкиным, представляют несомненный интерес и заслуживают того, чтобы их привести полностью:
“Главная черта моего характера? Прямота, простота.
Достоинство, предпочитаемое мною у мужчины? Мужество, ум.
Достоинство, предпочитаемое мною у женщины? Честность.
Мое главное достоинство? Откровенность.
Мой главный недостаток? Подозрительность. Мнительность.
Мой идеал счастья? Душевный мир.
Что было бы для меня величайшим несчастьем? Одиночество.
Кем бы я хотел быть? Действительно великим художником.
Страна, в которой я всегда хотел бы жить? Отечество.
Мои любимые авторы-прозаики? Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.
Мои любимые поэты? Пушкин, Кольцов, Некрасов.
Мои любимые композиторы и художники? Шуман и Серов.
Пища и напитки, которые я предпочитаю? Рыба и хороший квас.
Мои любимые имена? Имена моих детей.
Как я хотел бы умереть? Безболезненно и спокойно. Моментально.
Мое состояние духа в настоящее время? Тревожное.
Недостатки, к которым я отношусь наиболее снисходительно? Те, которые не мешают жить другим.
Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.
Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия”.
Великому русскому художнику пришлось преодолеть сопротивление привычной среды, давление преподавателей, желавших, чтобы он занялся каким-то более доходным видом живописи, нежели пейзажем; драматические события личной жизни – потери близких одна за другой; нападки критиков, убеждавших общество, что Шишкин натуралист, а не художник.
Несмотря на все эти противостояния Иван Иванович Шишкин выстоял и подарил современникам и потомкам свои шедевры. Его творчество по-настоящему народно и любимо народом.
Увидеть более подробную экскурсию по экспозициям мастера можно, перейдя по ссылке из кураторская онлайн-экскурсии по выставке «Иван Иванович Шишкин. 1832-1898» с ведущим научным сотрудником фонда живописи второй половины XIX — начала XX вв. Сергеем Викторовичем Кривонденченковым:
https://vk.com/wall-405271_40573
Предлагаем представить себя экспертами и попробовать объединить полотна художника с их названиями. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.