Сокровищница вечных шедевров

Если простого обывателя спросить, какие музеи в Санкт-Петербурге он знает,мы даже не сомневаемся, что первым он вспомнит государственный Эрмитаж. Сей факт не удивителен, ведь в этом огромном комплексе из пяти зданий насчитывается более трех миллионов экспонатов! К тому же, на сегодняшний, день Эрмитаж входит в 20-ку лучших музеев мира!
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге –– российский музейный комплекс мирового значения, включает несколько разных по времени, стилю и назначению построек: Зимний дворец (1754–1762), Малый Эрмитаж (1764–1769), Большой или Старый Эрмитаж (1771–1779), Эрмитажный театр (1783–1789) и, наконец, Новый Эрмитаж (1839–1851). Первые здания были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг по всему миру. Основные коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей. Его название – Эрмитаж (ermitage) – с французского переводится как «место уединения». Ядром музея были личные покои императрицы Екатерины Великой, где она отдыхала. Уединение было полным — сюда не допускались даже слуги, а стол сервировался с помощью механического лифта.Висящими там картинами изначально могла любоваться лишь Екатерина II и ее гости, простым гражданам вход в музей был закрыт. При этом, к каждому знатному посетителю приставлялся камер-лакей, который рассказывал о картинах и тщательно следил за тем, чтобы гость их не испортил. Попасть в музей долгое время не мог даже Александр Сергеевич Пушкин. Только в 1832 году его друг Василий Жуковский, служивший наставником у сына Николая I, обеспечил поэта бессрочным пропуском. Очень мечтали об открытых залах и члены Академии художеств: так, Карл Брюллов старался водить во дворец своих учеников, чтобы разбирать с ними творчество Рубенса и Ван Дейка. Здесь правительница разместила свои первые зарубежные покупки. Со временем коллекции разрастались, захватывая все новые и новые помещения. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.
Представляем вашему вниманию  фильм, который рассказывает об истории зарождения музея и о формировании его коллекций основательницей Эрмитажа – императрицей Екатериной Великой.
За 34 года своего правления Екатерина II собрала блистательную картинную галерею, которая не уступала лучшим европейским собраниям живописи. Императрица покровительствовала искусствам и полагала коллекционирование делом государственной важности.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников.

При Николае I коллекция музея настолько разрослась, что в 1852 году для новых экспонатов был открыт Императорский Эрмитаж, который вскоре открыл свои двери для всех желающих. К 1880 году музей ежегодно посещали уже около 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве — в этот момент к нему было запрещено обращаться по любым вопросам.
17 ФЕВРАЛЯ 1852 года-можно считать истинной датой открытия великого музея.
Император Николай I «положил быть открытию» нового музея. В честь этого события был устроен праздник. В театре были показаны опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» и балет Цезаря Пуни «Катарина, дочь разбойника». Праздник завершился великолепным ужином, столы были накрыты на «600 кувертов(столов)» в самых больших залах музея — Просветах. Флориан Жиль, начальник I Отделения Эрмитажа, писал об этом событии: «…придворные дамы в прекрасных своих туалетах, группируясь среди блеска освещения и сокровищ Эрмитажа, изящные группы военных в блестящих мундирах, министры, высшие государственные сановники, собранные в этой очаровательной ограде… всё это давало новый блеск избранному помещению. Зрелище было единственное и воспоминание о нём осталось в памяти избранных участников этого праздника, в котором, казалось, как бы отблеск Востока сочетался с тем, что тонкий вкус Европы имеет самого изысканного и изящного ценителя».
Жизнь Императорского Эрмитажа была упорядочена в 1851 году Инструкцией по управлению музеем. Музей находился в ведении министра императорского двора генерал-адъютанта графа В. Ф. Адлерберга и подчинялся непосредственно обер-гофмаршалу императорского Двора, графу А. П. Шувалову.
Штат сотрудников состоял из 29 человек (не считая 90 человек обслуживающего персонала). В музее были созданы два отделения: Первое включало библиотеку, рукописи, эстампы, гравюры, монеты, медали, резные камни, расписные камни и древности. Во Второе определили собрание картин, рисунков, скульптуры, драгоценных вещей и Кабинет Петра Великого. «Инструкция» касалась всех сторон деятельности Эрмитажа, в том числе и допуска в него посетителей.
Царствование Императора Николая I было блестящею эпохою для Эрмитажа. Он воздвиг здание нового Эрмитажа, выстроенное по проектам г. Кленце, архитектора короля Баварского.

Этот музей, оконченный в 1850 году, недостаточно еще обширен для удобного размещения всех драгоценностей Эрмитажа. Картинная галерея Эрмитажа обогатилась многими прекрасными приобретениями.
Император Николай I повелел учредить правила, на основании которых собрания музея стали доступными не только знатокам и любителям, но «каждому отдельно с билетом», выданным придворной конторой его величества.
Организация Эрмитажа — от окончания постройки здания и первого размещения в нём собраний до создания новой структуры (5 отделений) и окончательного переустройства всей экспозиции музея — заняла 12 лет. Популярность Эрмитажа с середины 1860-х годов возросла во много раз. Вероятно, это было связано со свободным входом в музей. К 1880 году посещаемость достигла 50 000 человек в год. Кроме издания каталогов были напечатаны списки картин, помещённые в каждом зале, и так называемые «ручные каталоги», наклеенные на плотный картон и снабжённые деревянной ручкой, которые предоставлялись посетителям. В 1859 году А. И. Сомов выпустил небольшую книжку «Картины Императорского Эрмитажа». Несколькими годами позже в «Отечественных записках» писатель Д.В.Григорович опубликовал путеводитель по музею «Прогулка по Эрмитажу». В предисловии он писал: «Значение Эрмитажа для России доказывается тем, что хотя он за несколько лет перед настоящим временем был мало доступен, хотя в обществе нашем незаметно сильного влечения к художеству — Эрмитаж, тем не менее, пользуется в нашем отечестве большой популярностью. Произнесите слово Эрмитаж! В любом конце России — каждый уже слышал его. О нём расспрашивают даже те, которые никогда не бывали в Петербурге».
После революции 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями.
В годы блокады Ленинграда экспонаты музея были эвакуированы в Свердловск и вернулись в город лишь в 1945 году.
Сегодня Государственный Эрмитаж — огромный музей со множеством филиалов в России и за рубежом. Помимо главного музейного комплекса из нескольких зданий на Дворцовой набережной, в него входят дворец Меншикова, крыло Главного штаба, музей Фарфорового завода, реставрационный центр «Старая Деревня». Центры Эрмитажа открыты в Амстердаме, Казани и Выборге. Всего в его собрании насчитывается более трех миллионов экспонатов.

Интересные факты:
Эрмитажные коты
В XVIII столетии стены Зимнего дворца начали портить крысы. По указу императрицы Елизаветы Петровны из Казани были привезены коты, которые и избавили музей от грызунов. Известно, что Екатерина II не любила кошек, но оставила их и присвоила им статус «охранников картинных галерей», разделив котов на дворовых и комнатных. В настоящее время эрмитажные коты продолжают охранять музей. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, имеют собственный паспорт и могут перемещаться по всей территории музея, кроме залов.
Найденная картина
В 1960-х годах в Эрмитаж с официальным визитом приехал искусствовед из Голландии. После прочтения лекции для ленинградцев специалист пил чай в подсобке с сотрудниками музея. Вдруг он увидел выглядывающий из-за шкафа край какого-то листа. Искусствовед потянул этот лист и обомлел: это оказался холст кисти известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон». Сотрудники Эрмитажа пришли в изумление.
(Ну, как обычно… Почему-то меня это не удивляет!!!)
Известно, что рисунок был приобретен Екатериной II еще в 1772 году, потом уехал в московскую Академию Художеств, после революции вернулся в Эрмитаж, а вот сколько времени после этого он пылился в забытьи – установить не удалось. Полотно отправили на реставрацию, а с 2005 года картина снова находится в экспозиции Эрмитажа.
Мировой рекорд
Из картин, положивших начало Эрмитажу в XVIII столетии, до наших дней дошла лишь треть. Тем не менее, с каждым годом экспозиция музея разрастается. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая картинная галерея мира. Чтобы посмотреть все три миллиона экспонатов музея, нужно пройти 24 км. Если же проводить около каждого произведения искусства по одной минуте, то на прохождение всех залов потребуется 11 лет – при условии, что вы будете бывать в Эрмитаже по восемь часов ежедневно.
Предлагаем попробовать себя в роли цинитилей прекрасного искусства живописи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.