Путешествие в мир кукол

День кукольника – праздник тех людей,
Кто взрослых в детство возвращает,
Кто превращает нас в детей,
И пламя в душах зажигает.
Благодарим, что сказка оживает,
И птицею фантазия парит.
Мы верим, что добро все побеждает,
И через вас пусть сказка говорит.

Кукольный театр, это миниатюрное чудо, мирок, поражающий воображение, как взрослых, так и малышей буйством красок и разнообразием инсценируемых сюжетов, затрагивает нотки восторга в душе каждого человека.
Думаю, многие согласятся с тем, что в фигурке, созданной по подобию человека, заключена некая магическая сила, — будто тот, кто корпел над безмолвным творением, вложил в него частицу собственной души, эмоций, желаний…

Это идет из древности. Еще первобытные племена, поклоняясь определенному тотемному животному, хранящему, как считалось, всех и каждого в общине и роду, проводили специальные обряды, ритуальные пляски и со своеобразными молитвами метали в изображающее его чучело острые копья. Люди полагали, что божественный зверь наградит их везением.
Жительницы Египта мастерили глиняных кукол, олицетворяющих богов, в частности верховного правителя Осириса.


Не обошел кукольный бум и Русь-матушку. На российских просторах оригинальные фигурки использовались в качестве мощного средства защиты от негатива.
Куклы играли важную роль в жизни людей того времени. У каждого человека в доме имелось хотя бы несколько рукотворных созданий, радующих глаз, вселяющих чувство защищенности либо просто скрашивающих досуг детей.


Позже какому-то гению пришла в голову потрясающая мысль разыгрывать небольшие сценки с участием миниатюрных неодушевленных фигурок. Для них шили костюмы, придумывали различные способы управления искусственными конечностями. Так появились куклы, «умеющие» двигать руками, ногами, головой при помощи специальных ремней или нитей – прототипы сегодняшних марионеток, что стало предпосылкой к возникновению первых кукольных мини-театров.
Родиной этой забавы историки называют Древний Рим. Всего существовало два способа демонстрации публике кукольного мира: посредством ящика с перегородкой посередине и отсутствующей передней планкой, и короба с проделанными в верхней или нижней стенке отверстиями, «выпускающими» на волю персонажей инсценировки. Первый вид пользовался популярностью преимущественно в домашних условиях для семейных развлечений, второй являлся средством заработка бродячих кукольников. Впрочем, последние нередко обходились тем, что вместо готового мини-театра использовали для показа представлений обычную ткань, натянутую между деревянными столбами.
В древнем Риме проводились целые фестивали с участием огромных кукол, их главная цель была — смешить или пугать людей. Такие коллекции карикатурных кукол были практически в каждом доме и представляли собой особый элемент декора помещений.
Со временем, после распада античных государств, кукольный театр унаследовали следующие поколения и они привнесли в развитие кукольного театра свои элементы. Так искусство кукольного театра получило распространение по всему миру.
Театральное искусство заслуженно распространилось и на Киевской Руси. Были представлены основные три вида направлений кукольного театра:
церковный,
придворный
и конечно же народный.
Но самым древним, заслуженно считается театр народных актеров – скоморохов. Этим видом искусства мог заниматься любой желающий: каждый, кто считал, что он умеет петь, танцевать, шутить и умел играть на музыкальных инструментах.
Однако, популярными становились лишь те, кто выделялись на фоне остальных — самые талантливые. В самом начале представления не требовали больших актерских трупп, поэтому скоморохи вели бродячий образ жизни, переезжая от одного города к другому, а со временем скоморошество развилось в профессиональное искусство, которое мы называем кукольным театром.
Каждый зритель понимает, что успех представления зависит в первую очередь от мастерства актера и его умения руководить куклой. И кукла — это главный компонент успеха. Во все времена куклу, которая умеет говорить и двигаться, считали волшебной и относили к разряду чудес. Способ управления куклой и есть главный отличительный знак для театра.
В арсенале у кукловодов было великое множество кукол. А знаменитые марионетки даже применялись христианами в качестве героев сценок на тему нравственности и морали. Об этом говорит само название данного вида кукол: «марионетка» означает «кукла Мария», названная так в честь Девы Марии, образ которой был также воплощен в фигурке на ниточках.

Постепенно тематика христианских пьес поменяла свой характер, окончательно превратившись в спектакли, откровенно высмеивающие человеческие недостатки, а не просто порицающие их. Жанр комедии был явно чужд обстановке храма, в результате кукольники со своими куклами оказались в списке запрещенных забав. Но это не остановило артистов. Благодаря их нежеланию покориться закону сегодня мы имеем оригинальный театр итальянской комедии дель арте.

Что можно сказать в плане развития кукольного искусства в России? Данное развлечение пришло к нам в первой половине XVII столетия. Спустя век кукольники в составе театральной труппы уже путешествовали с гастролями по всей нашей необъятной стране. Знаменитые театры кукол комедии дель арте появились в России в 1733 году по инициативе императрицы Анны Ивановны. В них работали настоящие итальянские артисты.

Жители практически каждой страны могут похвастаться самым любимым кукольным героем, ставшим национальным символом. У итальянцев это Пульчинеллу, у французов – Полишинель, а у русских – Петрушка. Его отличительные черты: алый кафтан, такой же задорный колпак, массивный нос и лучезарная улыбка. Этакий шут, скоморох, в лексиконе которого всегда много шуток. Традиционная русская кукла представляла собой перчатку, надеваемую на руку и управляемая движениями пальцев. Сегодня ничего не изменилось, да и популярности у народного персонажа по сравнению с дореволюционной эпохой ничуть не убавило.

Интересные факты

Куклы иногда приводят в движение при помощи автоматических механических устройств. Существует три типа кукол: верховые, низовые, срединные. Они отличаются способом управления.

Кукольный театр развивался с древних времен. Сохранились свидетельства ритуальных мистерий в Египте. Действа проходили с персонажем, который воплощал Осириса.

Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля и других. В Древнюю Грецию и Рим представления пришли с труппами из Индии, Китая.
Вага – устройство для управления марионеткой.

Кукольный театр на воде – вьетнамская традиция, которая сформировалась к XI веку н.э. Он появился на севере страны, в деревнях у дельты реки Хонгха. Крестьяне использовали такое развлечение в период наводнений. Персонажей делали из дерева, покрывали лаком. Представление проводилось в неглубоком бассейне.

В Сицилии основа сюжетов спектаклей – поэма Л. Ариосто «Неистовый Роланд». Персонажи – благородные рыцари-паладины. Ими называют фанатично преданных какой-либо идее или человеку. Рост кукол может достигать полутора метров.

Полишинель – французская кукла, которая воплощает образ шута, болтуна. Это прообраз русского Петрушки, английского Панча и итальянского Пульчинеллы. Появился на сцене театра в XVI веке.

Интересные факты
Куклы иногда приводят в движение при помощи автоматических механических устройств. Существует три типа кукол: верховые, низовые, срединные. Они отличаются способом управления.
Вертепные куклы — которыми управляют открыто, они существуют уже много веков и имеют внушительные размеры. Механика их управления тоже очень сложная. Многие из них самостоятельно могут двигаться и перемещать предметы, а есть даже такие, которые умеют играть на музыкальных инструментах.
Театр теней — относится еще к одному виду театрального действия. На первый взгляд этот вид кукольного театра может показаться скучным и однообразным, а куклы не представляют ничего необычного, но на самом деле, даже для игры с тенью используют самые различные куклы, как по фактуре и объему, так и по цветам. Таким образом создавая необычные представления при помощи игры света и теней.

В заключение хочется сказать что сколько народов, столько и видов кукольного театра. В каждой стране возникали и возникают свои виды театрального действия, которые в дальнейшем станут традиционными и получат свое название. Они отображают культуру и ценности народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.