Живописец слова

А ведь вот, от Ивана Алексеевича Бунина никто ничего не требовал.
Ни бледного мраморного чела, ни олимпийского сияния.
Проза его была целомудренна, горячей, мыслью  выношена, сердечным холодом охлаждена, беспощадным лезвием отточена.
Всё воедино собрано, всё лишнее отброшено, в жертву прекрасному  принесено красивое, и вплоть до запятых ― ни позы, ни лжи…

А.И.Куприн

Это стихотворение было написано более ста лет назад, но, не правда ли, звучит очень современно, словно появилось оно в наши дни?! Его автор — писатель счастливой и трагической судьбы. Счастливой потому, что он был наделен величайшим художественным даром. И трагической,- потому, что в течение 33 лет он жил на чужбине, оторванный от Родины, от России, от всего, что было так дорого его сердцу, что он так страстно любил, и о чем кричало все его творчество.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953 гг.) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.

Родился  Иван Бунин в Воронеже, в небогатой дворянской семье 10(22) октября 1870 года. К родословной  принадлежали Василий Андреевич Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина, что вызывало в нем неизменное чувство гордости.

Детство писателя прошло  в имении бабушки, в  Орловском  подстепье, на хуторе Бутырки, неподалеку от города  Елец,  в  старинном  доме, среди природной красоты  бескрайних лесов и  полей. Хлеба подходили к самому крыльцу.

Здесь, среди неброской в своем очаровании русской природы. среди богатейшего языка. который дал миру величайших художников: Толстого, Тургенева, Тютчева, Фета, формировался будущий писатель. Здесь он научился видеть и слышать мир.

Дано ему было от природы,очень и очень много. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» читаем: «…Зрение у меня было такое, что я видел семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…». Он был столь одарен артистически, что сам Станиславский уговаривал его войти в труппу художественного театра и сыграть главную роль Гамлета.

О его феноменальной наблюдательности ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Макисма Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и прфессию.

Талант его, огромный, бесспорный, был однако оценен современниками не сразу, но с годами все больше и больше.  Его заметил Толстой, Чехов. Максим Горький сказал: «выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

В литературу Иван Бунин вошел как поэт. Его первый сборник стихов вышел в Орле в 1891 году. Бунина причислили к эпигонам дворянской поэзии. Сам он отрицал это. Впрочем давайте послушаем его стихи!

 

Да, именно радость бытия и любовь были главными в его поэзии. Но Бунин не просто писал, он философствовал….

Любовь и смерть — две великие тайны. Они идут рядом в творчестве Ивана Бунина. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». Это слова из рассказа «Темные  аллеи», который дал название целому циклу, куда вошло 38 рассказов. Впервые сборник вышел в 1943 году в Нью-Йорке, но лишь всего 11 рассказов в него вошло. В полном составе эта книга вышла в 1946 году в Париже. Она единственная в своем роде в русской литературе. Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов: это Руся, Наттали, Галя Ганская, героиня » Чистого понедельника»… Вблизи них мужские характеры беглы, статичны. Часто это лишь фон для женщин.

Да, любовь у Бунина — это тайна. И не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Это могут сделать лишь избранные. Любовь у Бунина — невыносимое счастье, трагедия, рок.

Дыхание любви не обошло писателя. как не обошли его жизнь великие социальные потрясения. Таким потрясением, страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Вот как он писал об этом в «Окаянных днях»: «… в мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы — и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны — величайшая на земле страна…где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество…»

День памяти Петра

О, если б узы гробовые
Хоть на единый миг земной
Поэт и Царь расторгли ныне!
Где Град Петра? И чьей рукой
Его краса, его твердыни
И алтари разорены?

Хлябь, хаос — царство Сатаны,
Губящего слепой стихией.
И вот дохнул он над Россией,
Восстал на Божий строй и лад —
И скрыл пучиной окаянной
Великий и священный Град,
Петром и Пушкиным созданный.

И все ж придет, придет пора
И воскресенья и деянья,
Прозрения и покаянья.
Россия! Помни же Петра.
Петр значит Камень. Сын Господний
На Камени созиждет храм
И скажет: «Лишь Петру я дам».
1925 г.

Память о России возвращалась все чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе «Жизнь Арсеньева». Размышления Бунина были устремлены в завтрашний день. Он вопрошал, размышляя о той национальной гордости, которая присуща русскому человеку: «Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и  в правде чего мы, казалось, были так уверены?».

В эту пору Бунин воспринимался современниками как живой классик. В 1933 году он первым был удостоен Нобелевской премии в области литературы за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер». Немалую роль в этом сыграли первые части «Жизнь Арсеньева».

Но радость по поводу присуждения высокой премии была неполной.Жизнь в прекрасной, но чужой стране, среди чужого языка, неприятие массовой западной культуры, тоска по России — вот чем были заполнены будни писателя. праздников было мало. Они остались в далеком прошлом и связаны были с молодостью и опять с Россией. Желание вернуться в Россию  было острым и сильным. Накануне войны, в 1939 году, Бунин пишет письмо Сталину, но письмо осталось без ответа.

Пять долгих лет войны Бунин провел в Грассе, жадно следя за ходом битвы, которая развертывалась на просторах его великой России. Он наотрез отказался сотрудничать в профашистских изданиях, проклинал Гитлера, называл открыто его параноиком. Мысль о Родине была главной: «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадет».

Но на Родину он так и не вернулся.

Известный русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов и Иван Бунин познакомились в Крыму, в Ялте. Они стали очень дружны, могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве. Бунин не писал музыки, но ставил её высоко, считая сильным, чувственным искусством. Рахманинов страстно любил поэзию и однажды даже написал «белые» стихи:
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу;
Это любовь!
Сестра музыки это поэзия, а мать её — грусть!

В 1950 году в Париже вышла книга “Воспоминания” И.А. Бунина. Одна из ее глав посвящена С.В. Рахманинову. Самое страшное, что может быть в человеческой судьбе – это смерть на чужбине, это быть похороненным в чужой земле, земле, совершенно безразличной тебе и равнодушной к тебе. Они эту истину горькую познали сполна. Один из них лежит на кладбище Кенсико, близ Нью-Йорка, на православном кресте выбито: “Сергей Рахманинов”. Другой нашел свой вечный покой на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, что под Парижем. У изголовья – крест, на котором высечено: “Иван Бунин”.

Сергей Рахманинов  часто обращался к творчеству И.Бунина.

Романс «Я опять одинок…» на стихи И.А.Бунина в исполнении Муслима Магомаева:

Свою последнюю дневниковую запись он сделал 2 мая 1953 года: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!… И я только тупо, умом, стараюсь усомниться, устрашиться!».

В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался. Отпевание было торжественным в русской церкви на улице Дарю, при громадном стечении народа! Многие плакали, словно прощались с самым близским человеком. Все газеты — русские и французские — помещали обширные никрологи.

Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи времен, о необходимости бережно относиться к прошлому России, ее традициям, о роковом пренебрежении ими.

Давайте же и мы с вами не будем этого забывать!!!
* * *
В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость все, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть — в надежде
Еще одну весну узнать!
И.А.Бунин

 

Автор: Екатерина Лукьянова

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.