28 декабря 1895 года – родилась новая муза – муза кино.
Более века кино захватывает сердца и умы миллионов людей. Поколения сменяют друг друга, а любовь к кинематографу не ослабевает. Мы хотим посвятить нашу публикацию этому чуду – искусству КИНО, а точнее соединению кинематографа, искусства «оживших картинок» с музыкой.
На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр, поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и еще одно – искусство кино. Кино совсем еще малыш – ему всего чуть больше 100 лет! Но этот малыш родился под счастливой звездой – ведь все просто обожают его!
Итак, дата рождения – 1895год.
Родители – братья Огюст и Луи Люмьер.
Место рождения – Франция, Париж, бульвар Капуцинов.
Да, этот жанр все называют по-разному – и кинематограф, и синематограф, и просто – кино. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь в первых фильмах не было звука. Выясняется, что без музыки и погоня не погоня, и дождь, не дождь. Правда, выяснилось это очень давно – ещё в те времена, когда слово «синематограф» могло сопровождаться недоуменным пожиманием плечами. Едва ли на первых просмотрах «движущихся фотографий» почувствовалось: тишина, в которой на экране подъезжал поезд к станции, набегала морская волна на берег, ходили, размахивали руками и разевали рты люди, совершенно невыносима.
Киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас. Но пианист за день уставал, а инструмент бывал расстроен. Поэтому в кинотеатрах иногда появлялись комичные таблички вроде: «Не стрелять. Тапёр играет как умеет!». Необходимые же по ходу сюжета пояснения отображались в фильмах в виде титров. Кроме того, имело место быть и так называемая «кинодекламация» — это когда показ картины сопровождался текстом, произносимым «кинодекламатором», находившемся рядом с экраном, такой своеобразный «голос рядом с кадром».
Известное многим знаменитое «Прибытие поезда» братьев Люмьер, вошедшее в историю кинематографа. 50 секунд и кино готово.
В двадцатых годах прошлого века в одном из кинотеатров Петрограда (нынешнего Санкт-Петербурга) работал тапёром студент консерватории Дмитрий Шостакович. Современники Шостаковича рассказывали, что в этот кинотеатр люди стали ходить не ради кино, а для того чтобы послушать игру талантливого пианиста.
Итак, кино и музыка были вместе с самого начала – ведь звуковое кино появилось только через 30лет после изобретения синематографа
Синематограф братьев Люмьер триумфом шествовал по всему миру, и Россия не осталась от этого в стороне.
Эпоха «Великого немого» закончилась. Начался век звукового кино. Профессия тапёра стала невостребованной. С экрана понеслись реальные звуки: речь героев, рокот прибоя, гудки автомобилей, шаги, вздохи, шорохи и прочее.
Музыка помогает понять и пережить события фильма. Она грустит, радуется, пугается и удивляется вместе с артистами на экран.
Наряду с Шостаковичем у истоков киномузыки стоял еще один выдающийся советский композитор – Исаак Дунаевский. Во многом благодаря его жизнерадостной, энергичной музыке зрителям так полюбились фильмы «Волга-Волга», Цирк» «Веселые ребята» «Кубанские казаки» и многие другие.
Композитор Дунаевский говорил: «Я за мелодию говорящую, вызывающую смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление».
В мае 1896, спустя пять месяцев после первой в мире парижской кинопремьеры, состоялся первый в России показ. В театре Санкт-Петербурга «Аквариум» были показаны несколько фильмов с помощью аппарата, положившего начало развитию киноискусства — «синематографа Люмьера». Позже состоялись кинодемонстрации в московском театре Солодовникова.
Кинематограф распространялся среди публики. Особенно этому посодействовали Максим Горький, который написал статью про кино в газете «Нижегородский листок», и Шарль Омон, который в июне 1896 на Нижегородской ярмарке представил публике кинопоказы в виде развлечения. В больших городах начали появляться кинотеатры. Самый первый открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года.
Зарубежные производители владели монополией на кинопроизводство и аппаратуру, ограничивали экспорт в Россию и принимали в прокат только фильмы собственных операторов, за исключением документальных съемок царской семьи. Инициатива организации съемок и поставки зарубежных фильмов для показа в России была у московских отделений французских компаний «Братья Пате», «Гомон» и некоторых других. До 1908 года их вклад в кинематограф ограничивался прокатом зарубежных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент.
В 1908 году фирма «Братья Пате» выпустила документальный фильм «Донские казаки», успех которого показал, что отечественная тематика очень интересна российским зрителям, и те же компании начали готовить на территории России съёмки художественных фильмов.
В 1907 году выходит журнал «Кино» — первое российское периодическое издание, посвящённое кинематографу.
Первые отечественные художественные ленты были экранизациями произведений русской литературы («Песня про… купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или эпизодов из отечественной истории («Пётр Великий»).
Отечественное кино быстро развивается и наверстывает десятилетнее отставание от европейских фильмов. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым.
В 1913 году на фоне подъема российской экономики начинается активный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, снявшая более 120 фильмов. Самые значительные картины «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) Якова Протазанова.
Также фирма «П.Тиман и Ф.Рейнгардт» выпустила в 1913 году успешную «Русскую золотую серию» художественных фильмов. В серии вышли такие знаменитые фильмы как «Анна Каренина» (1914), «Дворянское гнездо», «Война и мир» (оба — 1915) и другие. Александр Дранков вычисляет собственную формулу коммерческого успеха и выпускает многосерийные фильмы «Сонька — Золотая Ручка» (1914—1915), «Разбойник Васька Чуркин» (1914—1915), «Антон Кречет» (1916) и другие.
Из-за вступления России в 1914 году в мировую войну в кинематографе произошли крупные изменения. Некоторые актеры, режиссеры и другие профессионалы кино были призваны в армию или пошли на фронт добровольно.
Однако фильмы продолжали активно сниматься, в том числе из-за сокращения количества зарубежных фильмов, поступаемых в Россию. Успехом пользовались ленты с патриотической тематикой. В 1916 году в России выходили 11 профессиональных киножурналов.
Александр Ханжонков в 1916 году строит новую съёмочную базу в Ялте. Весной 1917 года, сразу после Февральской революции, Ханжонков перевозит в Ялту весь персонал своей кинокомпании и налаживает производство фильмов в Крыму, его примеру следуют Ермольев и другие. До ноября 1920 года Ялта становится крупнейшим кинематографическим центром России, хотя производство фильмов продолжается также и в обеих столицах.
Кинематограф в СССР
История советского кино началась 27 августа 1919 года, когда Совнарком РСФСР принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению», впоследствии этот день стал отмечаться как «День кино».
Достижением советского кинематографа в 1930-е годы стало создание особой кинематографической системы Станиславского, содержащей традиции российского киноискусства и технические приемы на которые тогда оказался способным мировой кинематограф. В СССР в 1939 году было показано публике 59 художественных фильмов.
Кино СССР в годы Великой Отечественной Войны
В первые месяцы войны экраны были забиты пропагандой, целью которой было «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе».
На основе отснятого материала контрнаступления Красной армии под Москвой, режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин создали картину «Разгром немецких войск под Москвой», которая в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм. «Разгром немецких войск под Москвой» стал первым фильмом, показавшим переломный момент в Великой Отечественной войне и доказавшим миру силу оружия советской армии.
В период «малокартинья» советские фильмы успешно просматривались за рубежом. В 1949 году советские фильмы показывали в 48 странах. «Сказание о земле Сибирской» в 1949 году посмотрели 18 млн зрителей. Основной аудиторией были социалистические страны.
В Албании, Северной Корее и Монголии советский кинематограф занимал 100%-ую долю проката. Чуть меньше в Болгарии, Румынии и Венгрии. Меньше половины в Чехословакии, Польше и ГДР.
После распада СССР все 90-е годы российское кино было на дне. Из-за кризиса 1998 года было очень низкое финансирование кинопроизводства, из-за этого появилось множество мелких киностудий. Однако продолжали выходить успешные фильмы. Эти фильмы любимы многими и сейчас. После этого российский кинематограф пройдет еще немалый и нелегкий путь. Российские ленты систематично и регулярно прокатываются в кинотеатрах, СМИ и простая публика их активно обсуждают, фильмы собирают довольно большую кинокассу. В целом, современный отечественный кинематограф вписывается в мировые кинопроцессы. Покорившие иностранных зрителей, отечественные киноленты занимают немалое место в российском кинематографе. Хорошо снятые шедевры кино не только дают представление о жизни и культуре в России, но и поднимают важные проблемы общества. Российское кино ныне явно не уступает другим участникам мирового проката. Все чаще кассовые сборы за рубежом превосходят даже отечественные.
Это такие фильмы, как:
«Русский ковчег» (2002), Режиссер Александр Сокуров.
Особенность фильма в том, что снимали его одним кадром. Тогда это было большой редкостью и чуть ли не революционным шагом. В российском прокате картина провалилась и кассовые сборы были низкими. Зато за рубежом «Русский ковчег» оценили на по полной. Режиссер Стивен Спилберг даже внес его в список любимых фильмов, а его коллега Алехандро Гонсалес Иньярриту сознался, что концовка кинофильма была настолько прекрасной, что он едва не расплакался.
«Ночной дозор» (2004), Режиссер Тимур Бекмамбетов.
Кинолента в свое время побила рекорды в родной стране и стала самым кассовым фильмом всех времен. Только в России она собрала более 16-ти миллионов долларов. Учитывая популярность фильма, через два года выпустили вторую часть под названием «Дневной дозор». Представители Fox Searchlight Pictures заплатили 4 миллиона долларов за приобретение прав на распространение обеих частей по всему миру.
«Монгол» (2008), Режиссер Сергей Бодров.
Фильм был номинирован на премию Оскар в 2008 году. Это подтверждает то, что кинокартина стала популярной не только в России, но и за рубежом. На мировом уровне кассовые сборы фильма составили почти 21 миллион долларов. Иностранные критики назвали фильм безусловно лучшим боевиком про азиатских кочевников XII и XIII веков. Номинировали кинокартину как лучший фильм на иностранном языке.
«Сталинград» (2013), Режиссер Фёдор Бондарчук.
Фильм стал самым кассовым 2013 года в России. 33,8 миллиона долларов ему удалось заработать только за 11 дней отечественного проката и более 16 миллионов долларов за рубежом. Критики говорили о киноленте совершенно по-разному. Кто-то обвинял создателей фильма в недостоверности исторических фактов и не патриотичности, а некоторые считали, что кинолента станет классикой
«Движение вверх» (2017), Режиссер Антон Мегердичев.
Спортивная драма побила всевозможные рекорды по кассовым сборам за рубежом в 2017 году. В Китае она собрала 13 миллионов долларов. В КНР призвали смотреть «Движение вверх» всех спортсменов, которые собираются участвовать в Олимпийских играх. Россия и страны СНГ смогли заработать около $52 миллионов.
«Ёжик в тумане» (1975), Режиссер Юрий Норштейн.
В 2003 году «Ёжик в тумане» получил первое место в международном рейтинге лучших мультфильмов всех времен и народов. В основу «Ёжика в тумане» легла одноименная сказка Сергея Козлова, которая, вышла далеко за рамки обычного детского мультфильма, получив глубину философской притчи, где каждый экранный образ можно интерпретировать как символ, а действие трактовать сразу в нескольких ключах.
«Москва слезам не верит» (1979), Режиссер Владимир Меньшов.
Сразу после советской премьеры фильма «Москва слезам не верит» кинокритики назвали его «дешевым и мелодраматичным», зарубежные зрители – не стеснялись плакать и смеяться прямо на показах. Если успех картины в СССР вполне объясним (лица актерского состава), то разобрать, как же лента понравилась иностранцам, очень сложно.
«Ну, погоди!» (1969), Режиссер Геннадий Сокольский.
Мультсериал о непримиримых Волке и Зайце был вдохновлен всем известными Томом и Джерри. Авторы, превратив кота и мышь в волка и зайца, дав им голоса и сделав отношения между героями более «человечными» получили от аудитории такой отклик, что до сих пор, не только в России, но и во всем мире «Ну, погоди!» остается одним из самых ярких и комичных шедевров советской мультипликации.
«Кин-дза-дза!» (1986), Режиссер Георгий Данелия.
Фильм с успехом демонстрировался в Европе, в Северной и Южной Америках и в Азии. Если российские зрители видят в нем сначала фантастику и сатиру, а потом уже антиутопию, то для западной аудитории эта лента, в первую очередь — антиутопия, а затем уже фантастика и комедия. Может быть, потому что юмор фильма «Кин-дза-дза!» для зарубежных зрителей непрост.
«Крокодил Гена» (1969), Режиссер Роман Качанов.
Чебурашка вызывает у всего мира нежные эмоции, и по-разному переводится. К примеру, на английском он стал Топлом (Topple), в немецком – Куллерьхеном (Kullerchen), на финском – Муксисом (Muksis) и только в японском персонаж остался Чебурашкой — Cheburashka (チェブラーシカ). Все переводы дословно означают падать («чебурахнуться»). Также о Чебурашке сняли полнометражный фильм в 2015 году.
Киноискусство прошло долгий путь своего развития от небольших документальных зарисовок до современных фильмов, которые составляют конкуренцию многим зарубежным картинам. Старые советские фильмы не завоёвывали наград, но не смотря на это они были любимы народом, да любимы и сейчас. Жанры киноискусства видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Преодолев все стадии своего развития, взлеты и падения, кинематограф все-таки стал тем, чем он является сейчас, необычным, завораживающим миром для многих зрителей. Ведущую роль занимают новые технологии, которые делают фильмы более привлекательными, яркими.
Уважаемые читатели, предлагаем вам вспомнить детские фильмы и узнать по цитате в каком фильме или кино она звучала. Желаем успехов!!!