1 мая 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя, драматурга, Виктора Петровича Астафьева. Виктор Петрович родился в далеком 1924 году в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан. В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы.
В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования.
В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения.
В 1943 году Виктор Астафьев получил награду «За отвагу»: 20 октября 1943 года он несколько раз восстанавливал телефонную связь с наблюдательным пунктом под артиллерийским и минометным огнем. Осенью 1944 года В. П. Астафьев был тяжело ранен в бою под польским городом Дукла, из-за чего провел в госпитале более полугода. После этого Астафьев уволился из действующей армии, но позже сменил несколько небоевых частей, работая то почтальоном, то конвоиром до самого конца войны.
Во время войны Виктор Петрович набирался опыта в самых разных областях: служил шофером, разведчиком, связистом. В 1945 году он был демобилизован в звании «красноармеец», одновременно получил медаль «За освобождение Варшавы». Виктор Астафьев также был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В дальнейшем тема войны станет одним из лейтмотивов творчества писателя.
В 1951–1953 годах В. П. Астафьев получил прерванное войной среднее образование в железнодорожной школе рабочей молодежи на станции Чусовская. Именно в Чусовом началась писательская карьера Виктора Петровича.
В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР.
В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького.
Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах.
В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться.
Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас.
В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с писателем Евгением Носовым, Александром Макаровым и поэтом Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее».
Проблематика книг В. Астафьева многопланова. Автор пишет о нравственных ценностях в жизни людей, об отношении к природе, к миру, к людям, открывает нам народные характеры, воплотившие в себе лучшие черты формировавшейся веками трудовой нравственности, любви к земле. В судьбах своих героев писатель прослеживает историю всей страны.
В Библиокрае вы сможете познакомиться с произведениями этого автора.
В 1954 году вышла в свет повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о молодом офицере, комвзвода Борисе Костяеве. Человек, переживший все тяготы войны, умирает в поезде от истощения по дороге в тыл. Даже любовь преданной женщины не может спасти главного героя. Автор натуралистично описывает жуткую картину войны и трагедию человеческой жизни. Эта повесть, попавшая под запрет цензуры, долго пролежала на полке, прежде чем увидела свет.
Повесть «Последний поклон» написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сороковых. В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы.
Повесть «Царь-рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация. На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж.
Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».
Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» создан в 1952 году. Тринадцатилетний подросток заблудился и провел в тайге пять дней в поисках людей. Несчастье в семье рыбака Шадрина обернулось неожиданной выгодой — лесным озером полным рыбы, получившее имя Васютки.
Опубликованная в 1976 году философская повесть «Царь-рыба» — одно из наиболее известных произведений отечественного мастера прозы Виктора Астафьева. Ее главный герой — Игнатьич, самый зажиточный мужик в селе, к тому же хороший рыбак. Существует в нем жажда наживы, поэтому он всегда ловит рыбешек больше, чем положено. А однажды он встречается с царь-рыбой — чудищем, с которым ему, похоже, не совладать…
В «Царь-рыбе» Астафьев касается темы бережного отношения к природе, которая неразрывно связана с темой нравственности. Противопоставляя персонажей, он показывает, что человек, привыкший не только брать у природы, но и отдавать, и к людям относится по-доброму.
В 2004 году в Красноярском крае установили памятник царь-рыбе. Монумент изображает, как огромный осетр разрывает сеть.
Дорогие читатели!
Предлагаем вам проверить свои знания по произведению В.Астафьева «Васюткино озеро», которое входит в школьную программу.
1.Фото писателя — сайт Всероссийской энциклопедии детской литературы ПроДетЛит
2.Фото библиотеки-филиала №9 ГБУК «ЦБС для детей»
3.Астафьев, Виктор Петрович. Пастух и пастушка : современная пастораль . — Москва : Либри пэр бамбини, 2019.
4. Астафьев, Виктор Петрович.Васюткино озеро. — Москва : Э, 2021.
5.Астафьев, Виктор Петрович. Царь-рыба : повествование в сказках : для старшего школьного возраста. — Москва : Детская литература, 2018.