Семь чудес света создали люди в древности: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк.
Есть и ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветоваться, ободрить, рассказать. Это – книга.
С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимает мир и людей. Его учат – солнечный луг и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.
Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
А как к нам книга пришла, кто её придумал в старину и сколько она претерпела изменений, вот обо всем этом и пойдет наш разговор.
Приглашаем в удивительное путешествие в глубь тысячелетий.
Книги у людей появились очень давно. Но далеко не сразу приобрели они привычный для нас вид.
Какая самая древнейшая книга?
Давайте разобремся в этом и изучим удивительные книжные тайны с помощью различных источников информации.
Первая книга была совсем не похожа на современные книги. Она не лежала на полке, а еще она умела говорить и петь. Это была живая книга – человек-книга. В стародавние времена, когда люди не умели еще писать и читать, все старинные предания, законы, обычаи хранились в человеческой памяти. Одно поколение людей сменяло другое, а предания оставались. Они передавались от одного человека другому, поэтому их и назвали «преданиями».
Знаний становилось все больше и больше, запомнить все было сложно. Пришлось людям призадуматься. Как же поступить дальше?
Сначала люди, вместо того, чтобы писать, рисовали.
Первые рисунки делали на стенах пещер, на скалах…
Прошло много лет, пока люди не додумались звуки человеческой речи записывать с помощью значков. Сначала картинки превратились в иероглифы, а потом уже в буквы.
Люди пытались делать записи на всем, что на глаза попадалось. Камень, баранья лопатка, глиняный черепок, лист пальмы, звериная шкура, кусок коры. А у нас в России на бересте писали. А потом листы скручивали в рулончики. Они назывались «берестяные грамоты». Некоторые из них сохранились, их ученые нашли при раскопках.
Давайте перенесемся в давние времена. Была одна необычная библиотека ассирийского царя. Все книги в ней были из глины.
Вот писец слепил из глины большую и толстую плитку и принялся чертить на ней с помощью трехгранной заостренной палочки разные значки. Потом ее сушили на солнце и обжигали в печи. Книга становилось прочной, как камень. Она не портилась от сырости, не сгорала во время пожара.
Продолжим наше путешествие. Сорок веков назад египтяне использовали для письма болотное растение – папирус.
Он похож на камыш. Растет на болотах. Процесс изготовления папируса был довольно сложным.
Срезали листья растения. Стебель папируса разделяли иголкой на полоски. Вымачивали полосы в воде. Затем их приклеивали одну к другой. Получалась страница. Потом их сушили на солнце.
Когда листы были готовы, их склеивали в большие полосы длиной от 40 до 100 метров. Писали там столбцами, чтобы удобнее было читать. Затем ленту скручивали в трубку. Держать такую книгу было неудобно, так как ее держать надо было двумя руками за специальные палки.
Много веков человечество пользовалось папирусом. Когда заросли тростника оказались вырублены, папирус сменил более прочный и долговечный материал – пергамент.
Жил такой царь города Пергама. Он старался всевозможными способами пополнять свою библиотеку. Своим мастерам приказал приготовить материал для письма из овечьих и козьих шкур.
Сырую шкуру вымачивали сначала в воде, чтобы она стала мягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась. Получалась желтоватая кожа, гладкая и чистая. Ее края обрезали так, чтобы получился большой кожаный лист. Его складывали пополам.
Первые книги из пергамента похожи на тетрадки. Несколько таких тетрадок помещали между двумя дощечками. Позже переплет стали обтягивать кожей.
Так появилась книга, сшитая из отдельных листов. Книги были рукописные. Трудился над каждой не один человек, а шестеро или семеро. Кто страницы подготавливал, кто писал, кто заглавные буквицы вырисовывал, кто картинки рисовал. Такая книга стоила дорого. В библиотеке эти книги к столам железными цепями приковывали, чтобы читатели не украли.
Древние книги, написанные на пергаменте в 20-40 страниц, весили несколько килограммов. На одну книгу требовалось от 10 до 20 шкурок, поэтому стоила она дорого. Для лучшей сохранности книги одевали в обложку их двух тонких дощечек, каждую из которых оклеивали кожей, бархатом или серебряной тканью, украшали полудрагоценными камнями и эмалевыми иконками. Так, старинная книга 12 века, которая ныне хранится в историческом музее, стоила в те далёкие времена дороже 2-х этажного дома. Книга считалась семейным сокровищем и передавалась от отца к сыну и внукам. В случае пожара наши предки выносили из горящего дома детей, иконы и книги.
Папирус был побежден пергаментом, а пергаменту пришлось уступить место вашей хорошей знакомой – бумаге. Изобрели ее китайцы. Они долго держали в секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь.
Славянскую азбуку придумали для болгар два греческих монаха Кирилл и Мефодий.
А так как древнеболгарский язык близок к русскому, то и азбука, придуманная для болгар, нам подошла. У нас её назвали в честь её создателя кириллицей. На ней были написаны первые русские книги. Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим.
Через 200 лет после принятия христианства Русь уже имела богатую и разнообразную письменную литературу. Это были первые исторические сочинения – летописи. По каждому году велись записи о событиях в стране. О том, кто и где построил новый город, кто в нём княжил, с кем воевал, удачно ли. До нас дошла такая летопись, написанная монахом Киево-Печёрской лавры Нестором, называется она «Повесть временных лет».
Это первая история нашей страны была написана от руки, писал её монах Нестор в течение 5 – 7 лет.
Сначала эти книги тоже писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (нарост на листьях дуба), а гусиное перо перед письмом особым ножиком заостряли и расщепляли на конце. Гусиными перьями люди пользовались не одно столетие. Даже в 19 веке А.С. Пушкин и М.Ю Лермонтов писали свои произведения гусиными перьями.
И лишь в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг напечатал на бумаге 150 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане.
В России первые печатные книги появились при царе Иване Грозном в 16 веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатники: дьякон церкви Николы Иван Фёдоров и его друг Петр Мстиславец.
Первая книга, набранная в 1564 г. на Печатном дворе, называлась «Апостол», на ее создание ушел целый год. Этот год и считается началом всего русского книгопечатания.
За две недели они напечатали 200 экземпляров книги «Апостол». Она была украшена рисунками, буквицами. Стоила она много дешевле, чем рукописная.
Книга – окно в мир. Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко, услышишь голоса тех, кто жил давным-давно. Перелистываешь страницы, и поведает книга обо всем на свете. Протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – надежный друг, верный товарищ.
Время — это загадочный поток, который уносит нас в бескрайние просторы человеческой истории. С каждым перевернутым листом книги, словно открывается новая страница времени, где на свет выходят не только персонажи, но и целые эпохи. Сегодня я приглашу вас в увлекательное путешествие «в глубь тысячелетий», в мир книжных тайн, где каждая книга — это портал в другую реальность.
Представьте себе, что вы находитесь в старинной библиотеке, где полки заставлены пылью и временем. Каждый том, каждая тетрадь хранит в себе тайны, которые ждут своего раскрытия. Вы тянетесь к книге с потрепанным переплетом — это может быть «Илиада» Гомера. Открыв её, вы переноситесь в Древнюю Грецию, на живые поля сражений и в завораживающие миры богов и героев.
Далее, перемещаясь между страницами, вы попадаете в средневековую Европу. Тут встречаете Ренессанс, погружаясь в яркие цвета и идеи, наполняющие «Божественную комедию» Данте. Но вскоре за поворотом сюжета вы сталкиваетесь с затмением — эпохой инквизиции, когда книги сажали на костры. Ощущаете, как страсть свободы слова противостоит мракобесию.
Листая страницы, вы переходите к эпохе Просвещения. «Контракт» Руссо открывает вам двери общества, где права человека становятся краеугольным камнем. Вы слышите вздохи свободы и надежд, которые бушуют в сердцах людей. Эта книга, как факел, освещает умственное пробуждение, предвосхищая великие изменения.
Но это путешествие не было бы полным без знакомства с романами XIX века. Такие произведения, как «Война и мир» Толстого или «Грозовой перевал» Бронте, открывают нам внутренний мир человека, его страсти, сомнения и поиски смысла жизни. Через слова авторов вы ощущаете, как проходит время, но вечные человеческие чувства остаются неизменными.
Погружаясь глубже, вы натыкаетесь на шумный мир XX века — годы экспериментов, революций и бурного прогресса. Писатели как Джойс и Кафка бросают вызов традициям, заставляя мыслить и чувствовать по-новому. Вы даже попадаете в постмодернистский период, где границы между реальностью и вымыслом становятся все более размытыми.
Но путь в глубь тысячелетий не заканчивается на страницах уже написанных книг. Завершающие главы вашего путешествия обращают взор к настоящему и будущему. Новые авторы и жанры берут на себя ответственность за выражение возникающих идей и страхов в быстро меняющемся мире. Книги о технологиях, о будущем, о климатических переменах поднимают важные вопросы, которые становятся актуальными каждый день.
Закончив своё путешествие, вы осознаёте, что книги — это не просто бумага и чернила. Это двери в миры, полные мудрости, страстей и тайн, которые соединяют поколение с поколением. Каждый раз, погружаясь в чтение, вы повторно переживаете этот бесконечный цикл — от прошлого к настоящему и в будущее — открывая для себя и других величайшие тайны человеческого опыта. Так, в мире книжных тайн, время теряет своё значение, а знания и эмоции становятся вечным наследием.
В материале предаставлены сведения с официального сайта НЭБ (Национальная электронная библиотека (НЭБ) — федеральная государственная информационная система, создаваемая Министерством культуры Российской Федерации при участии крупнейших библиотек, музеев, архивов, издателей и других правообладателей).
В публикации использовался скан книги из библиотеки-филиала №9
Иванова, Юлия Николаевна (1981-).
История книги [Текст] : страница за страницей : [для младшего школьного возраста] / Юлия Иванова ; редактор Александр Ткаченко ; художник Ольга Громова. — 2-е издание. — Москва : Настя и Никита, 2021. — 23, [1] с. : цв. ил. ; 27 с